Юрий Сиротюк: Ликвидация «Антонова». Станет ли это концом авиапрома?

Юрий Сиротюк, директор аналитического центра «Украинский студии стратегических исследований»

19 июля 2017 постановлением №546 правительство Владимира Гройсмана ликвидировал государственный авиастроительный концерн «Антонов».

Событие не стало информационной бомбой. Потому что кажется все просто. Концерн ликвидируется в связи с отсутствием участников. Еще в 2015 году правительство Арсения Яценюка передал государственное предприятие «Антонов», Харьковское государственное авиационное производственное предприятие и государственное предприятие «Завод 410 ГА» из состава концерна «Антонов» в Государственный концерн «Укроборонпром».

А вот здесь уже становится интересно.

Ведь известно, что «Укроборонпром» - это коррупционное детище Януковича. Когда под одной крылом собрали почти все государственные предприятия, осуществляющие хозяйственную деятельность в сфере разработки, изготовления, реализации, ремонта, модернизации и утилизации вооружения, военной и специальной техники и боеприпасов, а также участвуют в военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами.

С тех пор прокладка, закрыла на себе всю внешнеэкономическую деятельность оборонных предприятий.

Сейчас под крылом оборонного монстра более 134 предприятий ВПК.

Цель сделки Януковича, что в 2010 году своим указом 9.12.2010 № 1085/2010 забрал у Министерства промышленной политики всю материальную базу, одновременно именно на Минпромполитике оставив законодательную ответственность, была очевидна.

Подготовить почву для тайной приватизации сферы. А к тому монополизировать всю экспортную деятельность оборонных предприятий, фактически поставив их работу в полную зависимость от руководства прокладки, которая выводя прибыли, загоняла обороне предприятия в долги.

Параллельно шулерский финт сделало правительство Азарова. Сначала ликвидировав Минпромполитики и передав подчиненные ему предприятия «Укроборонпрома», а затем возродил Минпромополитики, оставив за ним ответственность, но лишив каких-либо активов.

Понятно, что после Революции Достоинства эту одну из крупнейших коррупционных схем Януковича стоило прикрыть, ликвидировав оборонно-коррупционную прокладку-монстра. Однако, новая власть решила оседлать схемы Януковича, а молодая команда «автомобильных дилеров» и дальше успешно продолжает набитый путь.

За семь лет деятельности концерна большинство предприятий, оказавшихся под коррупционной зонтиком, жалуются на затруднение их деятельности, требования откатов, Украина начала терять позиции на традиционных вооруженных рынках.

Теперь в вопросе, а зачем загонять ГП «Антонов» в структуру, которая и по сей трудно справлялась со своими задачами.

Попробую подумать.

Предполагаю, что не потому, что власть устами правительств Яценюка и Гройсмана провозглашала приоритетность авиастроения в Украине.

Государственный концерн «Антонов» является конкурентоспособной компанией в Украине и мире по определенным типам самолетов. Он был создан в составе «Авиант» и Харьковского государственного авиационного производственного предприятия. Кроме того входили государственные авиационные компании по перевозке пассажиров и багажа (Государственное предприятие «Завод 410 гражданской авиации»). Именно это предприятие, осуществляя грузовые авиаперевозки по всему миру, приносило «Антонову» живые деньги, которые можно было использовать в повседневной деятельности и выделять для конструкторских работ. Понятно, что адекватного государственного финансирования не было и сейчас ожидать не стоит.

Теперь есть угроза, что «Укроборонпром» уберет в свои лапы международные перевозки. А остальные «неинтересных активов» планово вести к банкротству.

Впоследствии ГП «Антонов» может ожидать судьба «Турбоатома», которое государством разбито на куски и раздроблен на несколько акционерных обществ. Или «Моторсичи». Возможна также приватизация отдельных лакомых структур. Таким образом, конструкторское бюро «Антонов» может остаться наедине, без резервных ресурсов.

Будет ли это упадок - неизвестно. Как и неизвестно, что будет с предприятиями «Авиант» и Харьковским авиационным заводом. Харьковский завод правительство не финансирует. Разрыв цикла уничтожает мозг КБ «Антонов».

Как и неизвестно, что будет с мощным Харьковским авиационным университетом, или иметь работу подготовленные специалисты и сохранится госзаказа.

С другой стороны, это может быть прямая диверсия со стороны России, ведь россияне как никто заинтересованы в уничтожении авиастроительной отрасли, а жадность и алчность чиновников очень часто используются для достижения стратегических целей.

Поэтому перспективы реорганизации крайне затруднительны и несут значительные риски. Зачем - это нужно «Укроборнпрому» - понятно. Но это будет в пользу Украины. Не факт.

А в то же время, не дожидаясь помощи государства, в Виннице авиационный завод модернизировал «АН-2», поставил новый двигатель и самолет установил мировой рекорд. Однако чиновники «Укроборонпрома» тормозят передачу необходимой технической документации, поэтому самолет нельзя его производить. В то время русские хуже самолетами завоевывают рынки и выталкивают из них Украина.

Так кто он на самом деле, Roman Romanov?

источник: Yuriy Syrotyuk

Так кто он на самом деле, Roman Romanov?